Анатомия винилового проигрывателя. Часть 2

В материале Анатомия винила. Часть 1 мы разобрали из каких важных элементов состоит виниловый проигрыватель. В этой статье разберем два элемента, которые наиболее просто поддаются апгрейду для увеличения качества звучания. Речь пойдет о звукоснимающей головке и о фонокорректоре.

Головка, она же картридж

Audio-Technica VM750SH
Audio-Technica VM750SH

Головка отвечает за преобразование механических колебаний в электрический сигнал и от неё зависит, хоть и не всё, но многое. У каждой головки, точнее, всё же у каждого семейства головок данного производителя, есть свой особенный звуковой почерк. Но есть и общие черты. Головки начального уровня комплектуются иглами со сферической заточкой (их ещё называют «коническими»). При использовании таких игл верхний частотный диапазон может быть ограничен, что проявляется в характерной жёсткости звучания ударной меди, бубнов и прочих высокочастотных инструментов.

Иглы с эллиптической заточкой от этих ограничений свободны, такими иглами комплектуются, как головки среднего уровня, так и наиболее серьёзные из них. В верхние модели головок многие (хотя и не все) производители устанавливают иглы со специальной заточкой, которым дают специальные обозначения: Bi-elliptical, Quadrahedron, Shibata, Fine Line, Line Contact. Во многих случаях головки с такими иглами дают наиболее свободное и музыкальное звучание на верхах.

ClearAudio Goldfinger
ClearAudio Goldfinger

Важный параметр головок — гибкость подвеса. Некоторые производители также сообщают, какова должна быть допустимая масса тонарма. Или же, наоборот, в документации на ваш проигрыватель может быть указана эффективная масса тонарма, и к ней рекомендованная гибкость подвеса иглы в головке. Во многих случаях такую информацию удаётся найти в Интернете. Если гибкость подвеса и масса тонарма соответствуют друг другу, то частота резонанса системы головка-тонарм будет заключена в пределах от 10 до 14 Гц. Если эта частота выше — вы можете потерять наиболее низкие басы, либо же подача басов станет излишне нервной, к тому же возрастает чувствительность к механическим вибрациям. При более низкой частоте резонанса теряется способность следования головки по канавке, и возрастает динамическая нагрузка на подвес, вызванная короблением диска.

Считается, что для аутентичного воспроизведения винилов 50-х и 60-х годов нужен относительно тяжёлый тонарм, но тогда и головка должна иметь невысокую гибкость. В то время, как современные головки в большинстве своём имеют гибкость высокую. Отсюда возникает резон установки на проигрыватель двух разных тонармов с разными головками.

Виды головок для винила

Принцип преобразования может быть разный, соответственно они обозначаются как головки с переменным магнитным сопротивлением (VMS), подвижным микрокрестом (MMC), железом (MI), магнитом (MM) или подвижной катушкой (MC). Головки VMS типа выпускаются уже много лет под маркой известнейшей датской фирмы Ortofon, головки MI производятся фирмами Grado и ADC (те и другие несколько отличаются по устройству), наконец, пока ещё можно найти MMC головки производства Bang & Olufsen.

Головки ММ типа выпускают почти все существующие производители. Все эти типы головок отличаются довольно высокой индуктивностью, высоким омическим сопротивлением и высокой эдс (единицы милливольт). В отличие от них, головки MC типа (которые тоже широко представлены на рынке) имеют малую индуктивность, низкое омическое сопротивление и низкую эдс (доли милливольт).

Существуют ещё MC головки с высокой эдс, которые по этому показателю приближаются к MM головкам, а по активному и реактивному сопротивлению занимают промежуточное положение между «обычными» MC и MM головками. Согласно расхожему мнению, MC головки лучше, чем MM. На самом деле, форма частотной характеристики в значительной мере определяется формой и качеством заточки иглы, а потому MM головка с высококачественной иглой может играть интереснее, чем MC головка с иглой среднего качества. По своему устройству MC головки должны иметь более высокое переходное затухание (то есть, разделение каналов) по сравнению с головками MM типа. И, как результат — увереннее строить звуковую сцену. И опять, головки MI типа (которые теперь относят к общей категории MM) дают ещё более высокое переходное затухание, а среди винтажных MM головок можно найти такие, у которых этот показатель будет, по меньшей мере, не хуже. Срок службы иглы примерно 800 часов. Конструкция MM головок, как правило, допускает лёгкую замену иглы силами пользователя. Тогда как замена иглы (наиболее продвинутых) MC головок осуществляется в сервисных центрах изготовителя.

Фонокорректор

Icon Audio PS3 MkII MM Phono Stage
Пример лампового фонокорректора Icon Audio PS3 MkII MM Phono Stage

В простейшем случае фонокорректор имеет лишь один режим и рассчитан на некую среднюю MM головку. Активное входное сопротивление таких корректоров стандартизовано, и равно 47 кОм. Однако, коль скоро головки MM типа имеют значительную индуктивность, вход корректора должна иметь емкостной характер, и величина оптимальной ёмкости для всех головок будет различаться. Причём ёмкость кабеля является одной из составляющих ёмкости нагрузки. Расплатой за неправильное согласование будут тусклые, либо, наоборот, неестественно яркие верхние частоты. В идеале MM корректор должен иметь переключаемую входную ёмкость, скажем, от 22 до 220 пикофарад. Существуют очень достойные корректоры, построенные на транзисторах, хотя кое-кто считает, что правильное виниловое звучание даёт только ламповый корректор. Головки MC типа не столь требовательны к входному импедансу фонокорректрора, хотя в данном случае этот параметр приходится снижать, чтобы обеспечить низкий собственный шум. Желательно, чтобы в корректоре были предусмотрены раздельные режимы работы для MC головок с низкой и с высокой эдс. Входной каскад для MC головок на лампах, как правило, не реализуется — мешают микрофонные свойства лампы. А потому для согласования с MC головкой перед ламповым корректором включают трансформатор. Ну, а хороший звуковой трансформатор имеет и цену соответствующую.

Где купить

Загрузка ...